Публикация, 10 июля 2018
Публикация, 10 июля 2018
Президент «ОПОРЫ РОССИИ» выступил на парламентских слушаниях в Госдуме России, посвященных вопросам бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики до 2021 года.
Из выступления президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
В целом основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики представляют единый комплексный документ, важный как для бизнеса, так для общества в целом.
Главное, на что мы хотели бы обратить внимание. И разработчики аналитического материала, и экспертное сообщество, и бизнес-объединения говорят о том, что уровень фискальной нагрузки на экономику (33,28% к ВВП) у нас выше среднего во многом. А если сравнивать этот показатель с нашими соседями, которые находятся в едином экономическом пространстве, это, к примеру, Казахстан (18,6%) или Армения (21,2%), то у нас он существенно выше.
Понятно, что государство берет на себя значительные социальные обязательства, но ключевым, с нашей точки зрения, является понимание того, что если фискальная нагрузка, в том числе на бизнес, является достаточно высокой, то важнейшим инструментом роста является именно налоговое стимулирование бизнеса на инвестиции. В этом плане мы поддерживаем и считаем очень важным, чтобы действительно с 1 января 2019 г. налог на движимое имущество был отменен. Я только что вернулся с Уральского федерального округа, где в особенности промышленники говорят: «Ну почему я должен платить за станки, за технологии, которые я только что оплатил полным рублем, потому что они дорогие, поставил на баланс, я еще ничего не произвел, уже я должен заплатить налог на движимое имущество». Это принципиально важное мероприятие, мы его очень широко обсуждали, в том числе на площадке Комитета Госдумы России по бюджету и налогам, Минфина России. Я считаю, нас услышали, и я призываю депутатов поддержать бизнес и найти другие источники для регионов. Тем не менее, налог на модернизацию препятствует экономическому росту и точно должен быть отменен.
Вводится больше оснований для регионов для инвестиционного налогового вычета. Регионы могут и должны определиться с приоритетными для развития отраслями и предоставить такие вычеты инвесторам.
Наконец, выполнено поручение Президента России в части ограничения коэффициентом 0,6 налога на имущество, прежде всего, для физических лиц, а это десятки миллионов наших граждан, и для 3-х миллионов индивидуальных предпринимателей, что является справедливым, потому что мы фиксировали во многих регионах значительный рост налога на имущество от кадастровой стоимости.
В проекте также заложен специальный налоговый режим для самозанятых граждан в виде налога на профессиональный доход для физических лиц, не имеющих наемных работников, в том числе самозанятых граждан. По этому вопросу мы имеем во многом общий с Минфином России, с Минэкономразвитием России подход к тому, что это должен быть необременительный режим, который включает в себя всё. Больше ничего человек не должен будет – ни отчеты сдавать, не взносы платить дополнительные. Но он должен получить легальный пакет человека, которого защищает закон, если он ведет легальную профессиональную деятельность. И хорошо, что эксперимент начнется в четырех регионах. Мы получим обратную связь и сможем что-то исправить, прежде чем внедрять на всей территории Российской Федерации.
Но у нас вызывают глубокую озабоченность следующие новации.
Конечно, мы не поддерживаем увеличение ставки по налогу на добавленную стоимость с 18 до 20%. У нас итак высокая нагрузка на фонд оплаты труда, и этим решением она будет еще дополнительно увеличена.
Неналоговые платежи. Что нас беспокоит? Если просто взять и неналоговые платежи перевести в налоговые, мы кроме как ужесточения администрирования для бизнеса и ужесточения уголовного преследования, ничего не получим. Поэтому дискуссии по вопросу включения таких платежей в Налоговый кодекс РФ или в отдельный нормативный правовой акт нужно продолжить.
Наконец, помимо того, что мы приветствуем принятие таких национальных проектов, как «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Экспорт», «Повышение производительности труда», нужно сохранить то что работает.
В частности, мы говорим, что нагрузка на фонд оплаты труда высокая. С 1 января 2019 г. завершат свое действие льготные страховые платежи для субъектов МСП в области производства, инновационной сферы, медицины, для социально ориентированных НКО. Потери для бюджета – не более 2-х млрд рублей в год. Мы написали соответствующее обращение в адрес Председателя Правительства РФ, и он написал, что согласен с сохранением этих льгот. Но это надо сделать, иначе мы опять придем к тому, что люди начнут уходить в серую зону.
Валютный контроль. Мы точно считаем, что пороги по нему необходимо увеличить в 10 раз. Ну что такое паспорт сделки на 3 млн рублей и на 6 млн рублей? Мы призываем увеличивать экспорт, а, с другой стороны, мы заставляем заполнять кучу бумаг, наказываем серьезным штрафом, иногда за отклонение в 10 долларов США в рамках валютного контроля.
Я поддержу мнение Председателя Счетной палаты РФ Алексея Леонидовича Кудрина. Если бы цена отсечения все-таки была бы 45 долларов США за баррель нефти, а не 40 долларов США, как заложено сейчас, мы бы могли больше денег в бюджет найти не в реальном секторе экономики, а использовать благоприятную рыночную конъюнктуру. Тем более задел по цене на нефть позволяет это сделать.
Что касается неналоговых вопросов. Об этом тоже сегодня говорил председатель Комитета Госдумы России по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров, и я рад, что Председатель Правительства РФ нас услышал, есть соответствующий протокол. Нам нужно в школах ввести курс «Основы предпринимательской деятельности». Наши европейские коллеги (например, в Чехии) это уже сделали и получили принципиально другую молодежь, которая не боится заниматься малым бизнесом. Соответствующий эксперимент уже делают в Ульяновской области. Через три года мы получим выпускников, которые будут знать, что такое трудовое законодательство, что такое налоги Российской Федерации и почему их нужно платить. Они не будут бояться идти в малый бизнес.
Благодарю за внимание!