Публикация, 7 апреля 2017
Публикация, 7 апреля 2017
Александр Калинин выступил на пленарной сессии «К росту экономики через эффективные закупки!» Всероссийского форума-выставки «Госзаказ – за честные закупки».
«Реалии настоящего времени и проблемы, стоящие перед предпринимателями, требуют нового подхода к реформированию системы госзаказа. Для бизнеса, особенно для малого, важна стабильность и понятность системы госзаказа. Сейчас предприниматели еще до получения госконтракта вынуждены тратить огромные средства на участие в закупочных процедурах (консультации у специалистов, плата за участие, оплата ЭЦП, банковская гарантия и прочее). Мы считаем, что процедура участия в госзакупках должна быть максимально понятна для участника и не требовать от него непомерных затрат», — заявил Александр Калинин.
В настоящее время действует 30-я по счету редакция Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Еще более 40 законопроектов, направленных на его изменение, находятся в Госдуме России на рассмотрении. Если учесть еще десятки иных актов, которые также влияют на процедуру закупок, можно прийти к выводу, что предприниматели лишены главного – понимания «правил игры» на этом поле.
Президент «ОПОРЫ РОССИИ» подчеркнул, что если участие в закупках не является основным методом ведения хозяйственной деятельности организации, а лишь периодическим дополнительным способом получения прибыли, то предприниматель вынужден каждый раз заново изучать требования законодательства или оплачивать услуги специалиста в данной сфере.
Он также заявил о том, что организация будет вести собственный мониторинг исполнения новой нормы, согласно которой с 1 января 2017 г. ГУП и МУП начали работать по 44-ФЗ: «15% всех их закупок должны быть отданы малому и среднему бизнесу. Там есть такие предприятия как водоканал, коммунальные тепловые сети, которые закупаются ежегодно на триллионы рублей. Более того, по этой квоте с представителями малого и среднего бизнеса должны рассчитываться за 30 дней».
В своем выступлении Александр Калинин указал на ряд связанных с закупками проблем, с которыми регулярно сталкиваются предприниматели. Это демпинг цен, правила внесения в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), своевременность оплаты по государственным и муниципальным контрактам и использование одной ЭЦП для всех действующих торговых площадок.
Так, к примеру, несовершенство действующего законодательства приводит к тому, что за счет ценового демпинга право на заключение государственных контрактов, зачастую, выигрывают компании, не имеющие подготовленных кадров и соответствующих ресурсов для их исполнения. В ряде отраслей снижение цены контракта доходит до 60 и более процентов.
«ОПОРА РОССИИ» предлагает разработать меры по сокращению доли участников закупок, которые не имеют в достаточной мере ресурсов для исполнения государственных контрактов.
Касаясь Реестра недобросовестных поставщиков (РНП), Александр Калинин предостерег от формального подхода к его использованию и подчеркнул важность его влияния на недобросовестных исполнителей и служить наглядным примером для других. В настоящее время предприниматель попадает в РНП в случае уклонения от заключения контракта, отказа заказчика исполнения контракта или по решению суда.
«Порядок внесения компаний в список недобросовестных поставщиков должен измениться в связи с имеющимися фактами нечестного поведения со стороны заказчиков», — заявил глава «ОПОРЫ РОССИИ». По его мнению, механизм включения компаний в реестр недобросовестных поставщиков необходимо прописать более детально. Это связано с тем, что некоторые фирмы попадают в него «по не своей вине, а по вине заказчиков». Речь идет о случаях, когда заказчик отправляет в реестр «раздражающего его поставщика», включая в контракт дополнительные условия.
В части обеспечения своевременности оплаты государственных контрактов «ОПОРОЙ РОССИИ» предложено законодательно урегулировать сроки подписания актов приемки работ (услуг, товаров), а также ввести обязанность размещения средств оплаты госконтрактов на отдельных эскроу-счетах. Исполнители госконтрактов должны иметь возможность максимально быстро получать оплату своих услуг, не зависеть от воли заказчика и каких-либо отговорок и не обращаться лишний раз за кредитными ресурсами, сохраняя свои оборотные средства.